• Главная
  • О нас
  • Пилотам
  • Спортивная подготовка
  • Форум
  • Магазин
  • Авиаэкскурсии
  • Партнеры
  • Контакты
  • (812) 945 29 45

    ВЛЭК для пилотов СВС (ФАП № 50). А не пора ли что-то менять?

    «ВЛЭК — врачебно-лётная экспертная комиссия» (Прим. автора).

     

    Международная организация гражданской авиации (ИКАО), в соответствии с положениями Чикагской Конвенции (п.1.2.4.9 Приложения 1 «Медицинское освидетельствование авиационного персонала») должна учитывать условия, в которых кандидат на получение свидетельства пилота будет осуществлять свои права, предоставляемые его свидетельством и квалификационными отметками в нем. Так, к примеру, ограничения по слуху или речи не могут служить препятствием к полетам в воздушном пространстве класса G, а дефекты конечностей или их отсутствие могут требовать только установки на воздушное судно специальных приспособлений.

     

    Странно, НО, в отличии от пилотов СВС, людям занимающимся:

     

    * альпинизмом, горными лыжами, туризмом различной сложности, водно-моторными видами спорта нужна только справка из физкультурно-врачебного диспансера для участия в соревнованиях, а в других случаях — и вовсе не требуется;

    * парусный спорт – медицинская справка не требуется, только осмотр врача перед соревнованиями;

    * автомобильный и мотоциклетный спорт – водительская справка.

     

    А в это время, в других странах:

     

    * Канада – пилотам СВС медицинская справка не требуется;

    * США – медицинская справка водителя (пилотам со спортивной лицензией для допуска к полётам достаточно иметь действующие водительские права государственного образца);

    * в США, например, существует ассоциация пилотов-инвалидов;

    * Франция – справку выдает врач общей практики.

     

    Когда-то и у нас:

     

    в ДОСААФ – для пилота сверхлёгкой авиации (СЛА) было достаточно справки из физкультурно-врачебного диспансера.

     

    Факты из истории:

     

    * Пилоты без ног — Алексей Мересьев, Александр Прокофьев-Сиверский, Юрий Гильшер, Григорий Кузьмин, Александр Грисенко,

    Иван Любимов, Илья Маликов, Леонид Белоусов, Дуглас Роберт Стюарт Бадер Ганса-Ульриха Руделя и другие.

    * Пилоты без рук — немецкий ас Виктор Петерманн и советский – Иван Леонов.

    * Пилоты слепые или без одного глаза — Евгений Азаров, Иван Драченко, Сабуро Сакаи.

     

    Реалии жизни:

     

    более 30 лет – эффективный самоконтроль состояния здоровья всеми, кто летает на СВС. Лётное долголетие большинства летающих пилотов СВС, отсутствие авиационных происшествий и инцидентов по причине резкого ухудшения здоровья у пилотов СВС в воздухе.

     

    Может ли пострадать непричастный? (Какова угроза третьим лицам).

     

    * СВС имеют взлетную массу до 495 кг и скорость движения 30-140 км/час, что соизмеримо с мотоциклами и значительно уступает автомобилям. Полеты СВС НЕ проходят над населенными пунктами (в отличии, например, от автомобильного и мотоциклетного транспорта, двигающегося на территории населенных пунктов).

    * Акробатические полеты, связанные с высокими нагрузками, на СВС запрещены и в принципе невозможны. Полеты носят плавный характер, что не накладывает на организм каких-либо перегрузочных воздействий.

    * СВС выполняют полёты на малой высоте и способны производить посадку на крайне ограниченные площадки (шириной около 25 м и длиной до 100 м), что позволяет быстро прекратить полет в случае необходимости.

     

    Настолько ли необходим и целесообразен медицинский контроль в СЛА?

     

    Зачастую СВС не базируются на аэродромах и стационарных площадках (ввиду практического отсутствия такой возможности для сверхлёгкой авиации), поэтому полёты на СВС связаны с транспортировкой их к месту выполнения полётов и обратно, погрузочно-разгрузочными работами и сборкой-разборкой СВС:

     

    — погрузка/разгрузка на автомобиль крыла дельталёта весом 55-60 кг;

    — погрузка/разгрузка на автомобиль трайка /паралётной тележки весом 50-70 кг;

    — сборочные операции для подготовки к полету и последующие операции по разборке СВС по окончании полётов в общей сложности представляют собой 1-2 часа активной физической работы в полевых условиях, круглогодично, в весенне-летний и осенне-зимний периоды, при различной погоде (температура, скорость ветра, эстетическое воздействие и пр.).

     

    Управление СВС в силу его конструктивных особенностей (балансирное, или силовое с помощью специальных строп), особенно при воздействии турбулентности, всегда связано с умеренной физической нагрузкой и требованием выносливости при продолжительных полётах.

     

    Взлёт и посадка с ног / на ноги с крылом, подвесной системой, системой спасения (дельтапланы, парапланы, мотопарапланы) и ранцевой силовой установкой (мотопарапланы) также предъявляют вполне определённые требования к силовым характеристикам, скоростным качествам, координации пилота СВС и т.д..

     

    Все перечисленное определяет естественный отсев пилотов СВС ещё во время обучения не столько по медицинским показаниям, сколько по показателям мотивации. Эти же особенности, впоследствии являются естественными процедурами контроля и поддержания на необходимом уровне состояния физического и психического здоровья пилота СВС.

     

    Налет у пилотов СВС зачастую составляет всего до 50 часов в год.

     

    Не секрет, что фактически полеты на СВС осуществляются с временных площадок или географических точек, где отсутствует традиционная авиационная инфраструктура и где ответственность за здоровье берёт на себя (прежде всего или только ) сам пилот.

     

    Одной из особенностей СЛА является то, что сверхлегкая авиация получает развитие там, где не развита авиационная инфраструктура. Следовательно, нет и ВЛЭК. Процедура же прохождения ВЛЭК, изначально и в существующем ныне виде рассчитанная на профессиональный авиационный персонал, практически неосуществима для пилотов СВС из отдалённых регионов и местностей, да и фактически бесполезна.

     

    Основоположниками и мэтрами СЛА в нашей стране стали, как раз те устремлённые в Небо энтузиасты, многим из которых именно по медицинским показаниям, в соответствии с Российскими (советскими) требованиями, путь в Небо был закрыт НАВСЕГДА.

     

    Так нужна ли нам такая ВЛЭК, как сейчас?


    Екатерина Голубкова, 5 мая 2017