• Главная
  • О нас
  • Пилотам
  • Спортивная подготовка
  • Форум
  • Магазин
  • Авиаэкскурсии
  • Партнеры
  • Контакты
  • (812) 945 29 45

    Крыло дельталёта «Грач»

    1.2. Основные геометрические данные:

    • длина                                                                          — 3 840 мм;
    • размах крыла                                                           — 10 300 мм;
    • высота                                                                        — 3 000 мм;
    • площадь крыла                                                       — 16,5 м2
    • удлинение крыла                                                   — 6,5;
    • сужение крыла                                                       — 2;
    • стреловидность по передней кромке крыла — 28°

    Размеры крыла в транспортном положении:         350 х 350 х 3000 мм

    1.3. Весовые данные.

    — масса крыла —                        50 кг

    1.4. Летные характеристики с максимальным разрешенным весом 400 кг:

    Максимальная скорость —      105 км/ч

    Минимальная скорость —       55

    1.5. Эксплуатационные ограничения.

    Максимальная взлетная масса          — 410 — 450кг

    Максимально-допустимая скорость полета           — 125 — 105 км/ч

    Максимально-допустимый угол крена       — 45°

    Максимально допустимая высота полета       — 4000 м

    Скорость сваливания — 40 км/ч

    Минимальная высота полета над препятствием   — 5 м

    Максимально-допустимый угол крена       — 45°

    Скорость сваливания — 40 км/ч

     

     

    Конструкция крыла представляет собой силовой каркас, на который натянута гибкая обшивка, подкрепленная сверху и снизу упругими элементами — латами.

     

    2.1.1. Силовой каркас

    Силовой каркас изготовлен из алюминиевых труб и состоит из килевой балки, двух боковых балок, поперечины, рулевой трапеции и мачты. Для обеспечения жесткости кон­струкции силовой каркас расчален тросами. Для удобства сборки и разборки крыла в местах крепления ручки трапеции, нижних передних тросов и тросов натяжения попере­чины имеются эксплуатационные разъемы.

    Килевая балка представляет собой трубу с внутренними усилениями, на которой за­креплены боковые балки, трапеция и мачта. Позади узла крепления трапеции и мачты расположен шарнирный узел подвеса мототележки. Для установки балансировочной скорости дельталета предусмотрена регулировка положения шарнирного узла путем пере­становки блокировочного кольца и хомутика.

    Боковая балка состоит из трех частей: носовой, центральной и концевой консольной. Центральная часть выполнена из трубы с усилениями. На ней находится шарнирный узел крепления поперечины. Носовая и концевая части соединяется с центральной телескопически и имеет фиксаторы. На концевой части располагается устройство регулировки натяжения обшивки и узел крепления концевых лат. Поперечина состоит из двух половин, соединенных между собой шарнирно, а концевые части имеют узлы для соединения с боковой балкой. К центральному шарниру поперечины закреплены два троса, имеющие общий узел крепления к килевой балке.

    Рулевая трапеция состоит из двух стоек и ручки. Верхней частью трапеция шарнирно крепится к килевой балке, а к нижним узлам сочленения присоединены тросовые расчалки, которые обеспечивают неподвижность трапеции относительно килевой балки.

    Мачта представляет собой трубу, в верхней части которой закреплена система тросовых расчалок, а нижняя надета на коническую опору, установленную на килевой трубе.

    Тросовые расчалки изготовлены из стального нержавеющего авиационного каната.

     

    2.1.2. Обшивка крыла.

    Обшивка крыла изготовлена из высокопрочной полиэфирной ткани и состоит из верхней и нижней поверхностей, килевого кармана и лобового обтекателя. С внутренней стороны верхней и нижней поверхностей пришиты латкарманы. Задняя кромка обшивки, а также участки, воспринимающие сосредоточенные нагрузки, имеют дополнительные уси­лия.

    Для улучшения качества поверхности передней части крыла в пространство под обтекатель вставлена пенополиетиленовая панель.

    Объемный профиль крыла обеспечивается специальным раскроем обшивки и установкой лат на верхней и нижней поверхностях. Латы изготовлены из алюминиевых труб.

    Все верхние латы — профилированные, и крепятся к обшивке при помощи шнуров, что позволяет быстро производить сборку и разборку крыла.

    Латы нижней поверхности — прямые, не имеют шнурового крепления.

     

    3.1.Сборка и разборка крыла.

    Расположите упаковку крыла на ровной площадке носовой частью против ветра;  раскройте чехол, снимите упаковочные шнуры, зачехленные латы положите сзади крыла;

    Соберите консоли, состыковав трубы в соответствии с маркировкой.

    Пристыкуйте поперечину к консолям проследив затем, что бы надпись «ВЕРХ» на ее центральном узле оказалась сверху.

    Приподнимая каркас, аккуратно натяните парус, пропустив снаружи килевую трубу и    заправив ее в килевой карман. Протяните боковые троса через соответствующие отверстия в парусе. Проденьте через отверстие в парусе и подключите к носовому  узлу передний верхний трос.

    При помощи заранее протянутого шнура вставьте в обтекатель передней кромки   крыла  вставку.

    Трос поперечины проденьте сквозь тросовую петлю, закрепленную на килевой трубе и  вытащите в отверстие мачты.

    Вставьте центральную лату. Петельки, пришитые в носовой части нижней     обшивки, стяните между собой при помощи шнура.

    Присоедините нижние троса к ручке.  Присоедините верхние троса к узлу мачты.

    Вставьте наконечники в концы  консолей.

     

    Сборка из длинного пакета

     

    При необходимости, подтяните пенополиетиленовую панель к носовому узлу.

    Установите центральную лату на упор носового узла.

    Установите мачту на упор между тросами поперечины проследив за тем, чтобы  троса    не были перекручены, а петля поперечины проходила впереди мачты.  Подтяните парус к носу, наденьте ременные петли, расположенные на концах крыла  на наконечники консолей. Подтягивая трос поперечины, разведите консоли.  Заправьте трос  поперечины в килевой карман.

    Вставьте верхние латы, начиная с концов крыла и закрепите их.

    Латы №1,2,3,4, должны быть продеты в петли антипикирующих тросов, которые в свою очередь, должны быть вставлены в петли на обшивке. Соберите рулевую трапецию. Разверните наконечники консолей на угол 35°. Натяните поперечину, проследив что бы троса проходили в килевом кармане и не были перекручены. Вставьте концевые латы. Концевые упорные латы продеваются через специальные отверстия в обшивке и вставляются в гнезда на боковых балках. Фиксация их шнурами требует значительных усилий и производится только после натяжения тросов поперечины.

    Серьгу верхнего заднего троса закрепите на болте килевой трубы, предварительно пропустив его через петлю на парусе.

    Поставьте крыло на ручку, подключите нижние троса.

    Опустите крыло на носовой узел. Вставьте латы в нижние латкарманы.

    Осмотрите крыло, убедитесь в отсутствии повреждений паруса и конструкции. Проверьте наличие контровок всех гаек и штырей. Проверьте троса и их заделки. Убедитесь в правильности его сборки, симметричности собранной конструкции, в отсутствии перехлестывания тросов, проверьте   положение страховочной петли тросов поперечины. Разборка крыла    производится в обратном порядке.

     

    Хранение крыла должно производиться в закрытых сухих и про­ветриваемых помещениях при температуре от -30° до +45°С.

    Крыло предварительно должно быть очищено от грязи, просушено, разобрано и упаковано в чехол.

    Крыло хранится в горизонтальном положении на полу или на стеллаже на мяг­кой подложке. Если стеллаж выполнен в виде ложементов, то их число должно быть не менее 3-х. На крыло не допускается класть предметы общим весом свыше 5 кг.

     

    РЕГУЛИРОВКИ.

     

    Все крылья поставляются облетанными и отрегулированными тест-пилотами фирмы.

    Для первых полетов регулировки должны быть оставлены в первоначальном (заводском положении).

    Однако надо иметь в виду, что крыло приобретает окончательную конфигура­цию и стабильность летно-технических характеристик после 20 часов полета.

    Поэтому в этот период может возникнуть необходимость в регулировании (нас­тройке) крыла.

     

    5.1. Центровка.

    Изменение центровки достигается перемещением шарнирного узла подвески вдоль килевой балки. Узел фиксируется блокировочным кольцом 6 штифтом 7 и хомутиком (рис. 20).

    Нормальной считается центровка при которой балансировочная скорость Vбал.= 60-80 км/ч. V6an. увеличивается на 3 км/ч на каждый сантиметр перемещения узла подвески вперед и наоборот.

    Выход за диапазон балансировочных скоростей 55-85 км/ч ЗАПРЕЩЕН.

    Изменение взлетной массы ЛА влияет на Vбал. Она уменьшается на 5км/ч при увеличении массы на 80 кг.

     

    5.2. Натяжение паруса крыла.

    Необходимость натяжения паруса на конце крыла может возникнуть для устранения крена летательного аппарата, обнаруженного в полете, или для устранения последствий старения несущей поверхности.

    Чтобы выполнит эту регулировку необходимо:

    — отстегнуть передние нижние троса, положить крыло на землю;

    — отстегнуть троса поперечной балки;

    — вытащить латы;

    — снять концевые лямки паруса;

    — извлечь из консолей законцовки, надеть на них колечки нужной величины;

    — собрать крыло в обратном порядке.

    После каждой регулировки, вследствие изменения положения паруса на

    трубах боковых балок, необходимо регулировать натяжение шнуров последней (упорной ) латы.

    В небольших пределах  натяжение паруса можно регулировать изменяя натяжение троса поперечины, переставляя серьгу на другое отверстие.

    После 50-ти часов эксплуатации может потребоваться провести симметричное натяжение паруса обоих полукрыльев на 10 мм для сохранения первоначальных характеристик крыла.

    Последующее натяжение проводить по мере необходимости.

    Увеличение натяжения паруса по передним кромкам приводит к повышению аэродинамического качества, но может привести к ухудшению устойчивости.

     

    5.3. Натяжение шнуров лат верхней обшивки.

    Все шнуры лат должны быть равномерно натянуты на обоих полукрыльях и одеваться на наконечники лат с усилием около 10кг. для жестких лат,  для гибких —  5кг.

    Однако, если в полете обнаружен нежелательный крен, необходимо увеличить натяжение шнуров «нисходящего» полукрыла.

    Для этого необходимо перевязать упорный узел шнура.

    Вследствие остаточных деформаций ткани несущей поверхности после первых 10-ти часов эксплуатации провести перетяжку всех шнуров.

    Последующую перетяжку проводить по мере необходимости.

     

    5.4.Регулировка крыла по крену.

    Регулировка крыла по крену производится в строгой последовательности:

    — путем натяжения шнуров лат верхней обшивки;

    — путем изменения угла установки регулировочного стакана, на “нисходящем” крыле – носок вверх, на противоположном — вниз;

    — путем перестановки регулировочного стакана: выдвинуть на 10 мм

    стакан, расположенный на «нисходящем» полу крыле или

    задвинуть на 10 мм стакан «восходящего». После каждой регулировке аппарат испытать. При необходимости операцию повторить. Устра-

    нять крен методом изменения натяжения паруса по передней кромке, только после того как этого не удалось добиться путем натяжения шнуров лат верхней обшивки и установкой регулируемыми стаканами под углом, для изменения крутки крыла. Если не помогает и это — следует отогнуть вверх хвостовики лат на «нисходящем» полу крыле.

     

    ОСМОТР КРЫЛА

     

    6.2.5. Осмотрите правую половину крыла (нижнюю часть). При осмотре носового узла, узла стыка боковой и поперечной балок через карманы, центрального узла и киле­вой балки убедитесь в целости контровок гаек, отсутствии коррозии и трещин в уз­лах и трубах. Убедитесь в отсутствии потертости в местах облегания и касания па­руса балок и тросов. При осмотре убедитесь в отсутствии его разрывов, целости ни­ток в швах. Швы должны быть непрерывными и прочными. Осмотрите систему рас­тяжек, убедитесь в отсутствии оборванных нитей и вытяжки тросов в заделках, а также в отсутствии коррозии.

    6.2.7. Осмотрите верхнюю часть крыла. Убедитесь в симметричности конструкции, равно­мерности натяжения тросовых растяжек и антипикирующих поддержек, надежности крепления верхних и нижних лат, отсутствии разрывов и целости швов паруса. Про­верьте наличие контровочных колец на гайках крепления верхних и нижних тросов, а также троса натяжения поперечины. Проверьте зазор между килевой балкой кры­ла и воздушным винтом, он должен составлять не менее 50 мм.

    6.2.8. Осмотрите левую половину крыла (аналогично правой ).

     

     

     


    Александр Финкельштейн, 13 мая 2017